Темы

Такое было время…

Такое было время…

«Веснiк Магiлёва» представляет очередной выпуск проекта «Такое было время». Продолжая листать подшивки нашей газеты, напоминаем о фактах и событиях, которые имели место много лет назад, и о которых писали журналисты.

Отнюдь не весеннее настроение

Могилев пережил зиму 1992 года, однако в городе, впрочем, как и во всей республике, царило отнюдь не весеннее настроение. Сказать о том, что социально-экономическая ситуация по-прежнему оставалась сложной, значит, ничего не сказать. Об этом шла речь на пресс-конференции в горисполкоме, на которой присутствовали журналисты «Веснiка». Вот выдержки из материала с этого мероприятия.

«[…] Председатель горисполкома С. Габрусев попросил журналистов как можно правдивее и объективнее осветить создавшееся положение.

– Обстановка сложная. Останавливаются предприятия. На месяц стал автозавод, который первым лег под пресс разваливающейся экономики. Учитывая, что Россия объявила о скором повышении цен на нефть, нас ждут новые потрясения. Цена на сырье и комплектующие еще более подскочит к беспределу, что усугубит и без того бешеную инфляцию. Следует ждать остановки производства машиностроительных и химических предприятий. Это значит, что тысячи людей останутся без работы. Возрастает социальное напряжение. Поэтому назрела необходимость создания и реализации антикризисной программы.

Президиум Торгово-промышленной палаты и горисполком пришли к решению о выработке такой программы.

Директор автомобильного завода А. Бунос рассказал о положении на заводе. Оно архитяжкое, но, к сожалению, вместо того, чтобы вмести искать пути выхода из кризиса, представители городского стачкома лишь обвиняют и требуют. Беда у нас общая и выходить из нее надо сообща.

Вопрос: – У вас была беседа с председателем Совмина В. Кебичем. Каков ее результат?

– В. Кебич пообещал, что дорожники выкупят наши скреперы, что явится конкретной помощью заводу.

Вопрос: – Что конкретно предложит антикризисная программа?

С. Габрусев: – Будем создавать новые рабочие места: в сельском хозяйстве, на предприятиях, в системе бытового обслуживания населения.

С. Габрусев заметил, что антикризисной программы в правительстве республики нет. Поэтому мы надеемся этой программой разбудить Совмин, побудить его принять всеобъемлющие меры по занятости и реанимации производства. Мы хотим обратить внимание горожан, что ситуация кризисная, и выходить из нее придется самим и только самим». […].

Вопрос: – В этой связи просим выразить ваше четкое отношение к референдуму (о новых выборах в Верховный Совет Республики Беларусь. – Прим. авт.)

С. Габрусев: – Я – за референдум! Но против того, чтобы допустить панику.

В продолжение темы. Вот что опубликовано в рубрике «В несколько строк».

Более 4 тысяч рабочих автозавода остались на месяц без работы.

В мебельных магазинах Бобруйска находятся в свободной продаже гарнитур «Медуница» и кухонный набор «Ольга». Цены соответственно 35 и 17 тысяч рублей. За неделю не куплены ни одна «Медуница», ни «Ольга».

Появились новые мрачные прогнозы. В связи с повышением цены на нефть значительно возрастут коммунальные услуги. Предполагаются, что месячные затраты на трехкомнатную квартиру достигнут 500 рублей.

Эх, дороги…

Если сегодня качеству наших дорог многие завидуют, то в далеком 92-м автотранспортные артерии находились в плачевном состоянии. Да и освещались они едва-едва.

По инициативе ГАИ в марте состоялся совместный рейд служб, от которых зависит качество дорог в Могилеве: главных специалистов горсвета, жилкоммунхоза, транспортного отдела горисполкома. Это нашло отражение на страницах «Веснiка Магiлёва».

«[…] Неизгладимое впечатление оставил комментарий работницы транспортного отдела исполкома Н. Заровской.

– «Восьмерки», следуя мимо «Сельмаша», «спотыкаются», и многие надолго сходят с маршрута. Недавно половину автобусов парка хватил «паралич» благодаря этому участку. Автобусный парк намерен обратиться к заказчику ремонта «Сельмашу» и подрядчику – стройтресту № 17: коль дорога не будет приведена в порядок немедленно, автобусы не выйдут на маршрут.

Все мы привыкли катить бочку на дорожников, а у них железный аргумент: город выделяет мизерные средства на ремонт дорог. Да если б сегодня дал, что обещал, – сетуют строители. При этом прекрасно понимают, что казна не резиновая.

Главный инженер горсвета В. Волков заявил, что буквально на днях «Могилевэнерго» дало добро на стопроцентное освещение улиц, до сих пор действовали ограничения. А в отношении светового режима все собравшиеся решили обратиться к городским властям, дабы пересмотреть его. […]».

Кстати, в этой связи «Веснiк» отмечал, что «по «инициативе» водителей автобусного парка начат ремонт покрытия ряда улиц города. Автобусы, в частности, перестали курсировать по улицам Гагарина, Белинского.

Городская топонимика

Обращения горожан в газету находили не только отражение на ее страницах, но и вызывали ответную реакцию чиновников. Например, в рубрике «Эхо публикации» размещено решение Могилевского исполкома городского Совета народных депутатов.

В связи с тем, что у жителей города вызывают сомнения названия некоторых существующих улиц, свидетельством тому корреспонденция в газете «Вестник Могилева» № 48 за 1991 год «Улица-криулица», и с учетом того, что до настоящего времени не существует постоянно действующего органа по данной проблеме, для предотвращения впредь стихийной практики названия улиц и площадей города Могилева Могилевский исполком городского Совета народных депутатов решил:

создать постоянно действующую комиссию по топонимике в следующем составе:

председатель комиссии В.И. Гвоздев – управляющий делами горисполкома.

Члены комиссии:

Ясень А.И. – зам. председателя горисполкома;

Авдеева Н.П. – заведующая отделом культуры;

Юшкевич В.А – редактор газеты «Вестник Могилева»:

Филиппович И.И. – краевед;

Сиваков А.А. – начальник АКМ-4 института «Белреставрация»;

Чупина Л.И. – зам. начальника управления архитектуры и градостроительства;

Щербакова Т.Ю. – зав. отделом областного краеведческого музея.

Предложения комиссии по наименованию улиц, площадей, парков, скверов вносить для утверждения на заседание исполнительного комитета.

Не хлебом единым

Следил «Веснiк» и за спортивными событиями. Несмотря на сложности, наши спортсмены выступали на международных соревнованиях, причем без всяких ограничений, как сейчас, и показывали достойные результаты.

Новости спорта публиковались в рубрике «Турнирная орбита».

В Братиславе состоялся крупный международный турнир по дзюдо на приз «Гран-при», в котором участвовали команды 10 стран. В весовой категории 48 кг первое место заняла наша динамовка Ольга Крутолевич, одержавшая пять побед. В финальной схватке Ольга победила чемпионку (бывшего СССР) Татьяну Кувшинову (Дзержинск, Россия). Среди мужчин высшую ступеньку пьедестала занял могилевчанин Руслан Шарапов, выступавший в тяжелой весовой категории.

В Москве прошел международный турнир по борьбе самбо на призы одного из основоположников самбо А. Харлампиева. Инна Казанцева в весовой категории 64 кг заняла третье призовое место, а ее землячка Вера Клименок в категории 48 кг была пятой.

И, конечно же, Могилев жил футболом. Вот как анонсировал «Веснiк» национальный чемпионат в номере газеты от 17 апреля.

Завтра матчами в восьми городах нашей республики начнется первый национальный чемпионат по футболу. В воскресенье стартуют команды второй и третьей групп. От нашего города в группе сильнейших выступают футболисты «Днепра» и «Торпедо», во второй лиге – «Сельмаш». […] Тысячи поклонников этой поистине народной игры напрочь позабудут все свои невзгоды, а грядущие победы любимой команды волнуют воображение и вселяют оптимизм.

С праздником вас, любители футбола! […]

Задолго до Илона Маска

В 92-м году в Могилеве собирались наладить производство электромобилей. В номере газеты от 20 марта был опубликован фотоснимок опытного образца электромобиля с подписью: «На Могилевский опытно-экспериментальный завод доставлен образец автомобиля из Италии. Наши специалисты изучают его. При положительном решении планируется наладить производство машины в Могилеве».

Говорят, что в 1991 году председатель Могилевского горисполкома Сергей Габрусев посетил Италию и загорелся идеей электромобилей. Возник новый проект – начать их производство из итальянских комплектующих на Казимировском опытно-экспериментальном заводе. Выпуск планировали начать в 1992 году и производить до 600 машин в год. Часть электромобилей предполагалось поставлять на белорусский рынок, часть – за пределы. С Апеннин доставили опытный образец – двухместную машинку с лирическим названием «Инесса». Однако положительного решения по этому проекту не было принято и выпуск «могилевмобиля» на электричестве наладить не удалось.

Такое было время…

*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента

Листал подшивки Сергей КАРПЕКОВ. Фото из открытых источников

Последние новости

Новости компаний

Фильмы о безусловной любви: накануне Дня матери вдохновляемся душевными киноисториями в МТС ТВ

11 октября 2024
Читать новость
Новости компаний

Новые смартфоны Xiaomi 14T серии и Mix Flip уже в МТС

7 октября 2024
Читать новость
Важные

Уважаемые учителя, педагоги, наставники!

6 октября 2024
Читать новость
Новости

Новый магазин открылся в Могилеве: первые три дня действуют специальные цены

4 октября 2024
Читать новость
Новости

В Беларуси ужесточили правила размещения наружной рекламы

4 октября 2024
Читать новость
Культура

Недалеко от Могилева пройдут съемки фильма «Радар». Съемочной площадкой для нового фильма станет агрогородок Мышковичи

4 октября 2024
Читать новость