Темы

Счастливый билет на троллейбус, или Цепочка неслучайностей

Счастливый билет на троллейбус, или Цепочка неслучайностей

На прошлой неделе – 19 января – Могилевский троллейбусный парк № 1 отметил 54-ю годовщину со дня пуска первого троллейбуса и более 28 лет с того момента, как его возглавил Сергей Монастыренко. Он никогда не мечтал быть директором и вполне мог бы работать в другой организации, однако судьба то и дело сводила его с троллейбусным парком… А на принятие судьбоносного решения у него было всего 15 минут! Сергей Монастыренко не только талантливый руководитель, но и потрясающий рассказчик, поэтому сегодня рассказ от первого лица, без журналистской редактуры.

Троллейбус № 5

– Я сам из Тишовки, окончил местную школу. В детстве играл в ансамбле народных инструментов на контрабасе. Никто не хотел на нем играть, меня попросили, и я сумел, хотя сам был таким щуплым, что меня за ним не было видно!

Получив аттестат, посмотрел на оценки и поступил в политехникум на сварщика. Кстати, пошел по стопам отца. Мама работала начальником планово-экономического отдела Могилевского завода сантехзаготовок.

Учеба в техникуме не давала отсрочки от армии, поэтому через полтора года, в ноябре 1974-го, призвался в ряды Советской армии, служил под Минском в войсках связи. Мы обеспечивали связью штаб Краснознаменного Белорусского военного округа, расположенный на площади Победы. И, что примечательно, ездили на дежурства на троллейбусе № 5…

В ноябре 1976-го демобилизовался и вернулся доучиваться в политехникум. Мы даже ездили на практику на Горьковский автомобильный завод, где выпускались автомобили ГАЗ, военная техника. Работали в 3 смены на конвейере, были на сложном и ответственном участке – варили кабины автобусов. И прилично там заработали – 500 рублей за 3 месяца! Все деньги отдал маме. Она была начальником планово-экономического отдела не только на работе, но и в семье. Но у нас было свое хозяйство, поэтому без такого подхода – никуда. На мне были 100 кроликов! А в свое время держали и коз, и овец, так что прошел и такую школу жизни.

Мои университеты

…Окончив политехникум, попал в 3-й ткацкий цех комбината шелковых тканей им. 25-летия КПСС слесарем по ремонту оборудования. А потом мама подсказала, что есть место сварщика на заводе сантехзаготовок. Было много заказов, приходилось работать «тридцать второго» числа, чтобы выполнить план: трубы, радиаторы, отопление, вентиляция… Спустя несколько лет стал старшим инженером по рационализации и изобретательству. Вел работу новаторов, производил расчеты, помогал внедрять рацпредложения. Добросовестно относился к своей работе.

В 1979 году женился, в этом же году родилась старшая дочь, спустя два года в семье появилась вторая дочка.

Заочно окончил машиностроительный институт. Первый раз поступил и слишком легкомысленно отнесся к учебе – несвоевременно сдал работы и завалил первую же сессию. Спустя несколько лет жена настояла на том, чтобы все-таки получил высшее образование. И, понимая, что это важно, снова пошел в «машинку» на факультет строительно-дорожных машин и оборудования. Так случилось, что на той кафедре, на которой учился, освободилось место заведующего лабораторией, и это место предложили мне. И 10 лет я отработал на кафедре.

К слову, наука так увлекла Сергея Монастыренко, что он постоянно занимался самообразованием, стремился перенимать опыт коллег, а впоследствии окончил еще и Академию управления при Президенте. И на очередном юбилее супруга Сергея Владимировича пожелала мужу наконец прекратить учиться! Но, по его признанию, если бы не Ольга Владимировна, которая всегда и во всем его поддерживала, оперативно собирала в командировки, понимала ответственность его работы, возможно, этой истории и не случилось бы.

15 минут на размышления

…Мое поколение помнит 90-е: перестройка, нехватка денег, высокие цены в магазинах, низкая зарплата в институте. И знакомый подсказал, что в троллейбусном управлении (так тогда назывался троллейбусный парк) есть вакансия главного механика. Долго не отпускали из «машинки», искали замену, но в марте 1993 года, наконец, удалось перевестись.

Работы было очень много, людей много, но я никогда не боялся этого: чем сложнее задача – тем интереснее ее решать. Со временем освоился, а летом 1995 года в троллейбусном парке случилась забастовка – водителям не выдали вовремя зарплату. Директора освободили от занимаемой должности, и так совпало, что и второе лицо на предприятии – главный инженер – был на больничном, а я остался «за старшего».

В то время все платежи осуществлялись банком по платежным требованиям, на которых ставились подписи директора и главбуха, после чего документ отвозили в банк. 25 августа 1995 года нужно было что-то оплатить, я взял платежку, сел на москвич-«каблучок» и поехал за подписью к главному инженеру. Было жарко, на мне были, как сейчас помню, польские спортивные штаны. Но я-то главный механик, в костюме ходить не нужно – с техникой же работаю. Еду в машине, и по радиотелефону поступает звонок:

– Вас приглашает заместитель председателя горисполкома.

– Так я еду документы подписывать.

– Отправьте другого, а вы – срочно в горисполком.

Я, в чем был, разворачиваюсь и еду в городскую администрацию. В то время председателем горисполкома был Дмитрий Александрович Сивицкий. Меня встретили, стали спрашивать, как дела в парке. Я про весь парк не знаю, говорю о своей работе. А мне зампредседателя в ответ:

– Есть предложение, чтобы вы возглавили троллейбусное управление.

– Я как-то к этому не готов… – отвечаю.

– Ничего, вы подумайте!

– Да, конечно, – говорю, – я подумаю, дома с семьей посоветуюсь…

– Ты знаешь, наверное, посоветоваться уже не получится – через 15 минут заседание исполкома, на котором будут утверждать твою кандидатуру!

Я сел, ошарашенный. А потом собрался и решил, а почему бы и нет? Я-то не знал, что на меня сведения уже собрали и в институт за характеристикой обращались.

Увольняли дважды

…На тот момент в парке было около 80 троллейбусов без запасных частей – без заднего моста, как говорится. С этого и начинал. Жил здесь, ночевать приходилось. Ходил в депо, смотрел, как ремонтируют, как люди работают, делал для себя выводы. Хотел со всем разобраться и сплотить коллектив. Меня хоть и знали, но как к новому директору отнеслись настороженно.

По понедельникам на планерках в горисполкоме с директором автобусного парка отчитывались перед председателем. Видя, что работаем на совесть, помогали с ремонтом машин. Начальник финотдела Мария Григорьевна Маркевич каждый раз говорила, что денег нет, но каждый раз находила пути решения проблем.

Были вопросы и по контактной сети, за что несколько раз меня снимали с работы! Первый раз за то, что на улице Болдина, где одностороннее движение, вечером случился обрыв. Мэр был еще на работе, а я уже уехал из парка. Пока я вызвал кразы, пока сам приехал, Сивицкий уже там. И состоялся такой диалог:

– Почему позже председателя приехал?

– Водителя нет, а я без своего авто. Как успел…

– А почему у тебя всего один водитель?

Вопрос резонный.

– А почему у вас мобильных телефонов нет для оперативности?

Тоже резонно. С того момента стали внедрять «мотороллы». И с тех пор телефон со мной всегда и везде.

И во второй раз:

– Почему случился обрыв?

– Ну вы же сами знаете, износ большой, средств не хватает…

– Ваша вина, вы не досмотрели. Утром на исполком с докладом.

Прихожу утром на заседание. Взял с собой «вещдоки», собрал доказательства, что есть норма, есть предел износа… Объясняю, что капремонт должен проводиться раз в 12 лет, но средств нет… На что мне сказали: вина ваша, все, свободен.

Я в кабинет, собирать вещи. Через какое-то время заходит секретарь: «Вы на месте? Соединяю с председателем».

– Ну что, чем занимаешься? – спрашивает Дмитрий Александрович как ни в чем не бывало.

– Вещи собираю…

– Какие вещи? Кто это придумал? Работать кто будет?

– Вы ж меня сняли. Вчера случилось, будут еще случаи. Каждый раз будете увольнять?

– Кто руки сложил? Работать!

Любишь кататься – люби и троллейбус возить

…Многое пережили за эти годы. Однажды вечером прошел дождь, а ночью прихватил мороз, и контактная сеть покрылась толстой ледяной коркой! Я такого никогда не видел, чтобы 100-миллиметровый в диаметре провод был в 200-миллиметровом льде! Методы борьбы с таким стихийным бедствием существуют: нужно подать на линию напряжение и закоротить провода на каком-то участке. Я понимал, что вместе со льдом мы пережжем провод. И тогда мы взяли деревянные биты, залезли на вышку и вручную сбивали наледь. А за нами ехал троллейбус. Всю ночь так ездили, чтобы утром первые троллейбусы могли выйти на линию.

А как-то зимой случился сильный снегопад. Мы на «Могилевхимволокно» людей как-то отвезли – не было вариантов, туда же больше никто не возил пассажиров. А обратно уже не выехали. Троллейбус № 2 тоже по центру проехал, добрался до «Могилевтрансмаша», а назад никак – мало того что дорожные службы не успевали расчищать, так еще и водители бросали машины на проезжей части. Так в районе лесхоза застряла и перегородила дорогу фура. Я приехал на своей машине, вижу ситуацию. Понимаю, что мы очень нужны пассажирам, которые полдня на снегопаде нас ждут, захожу в салон:

– Наши дорогие пассажиры, мы вас обязательно довезем, но объехать фуру троллейбус не сможет. Я прошу вас помочь.

Выхожу из троллейбуса, за мной водитель и… все пассажиры. Дружно мы толкаем троллейбус вокруг фуры. Снег, буран, но никто не отказал, не возмущался, потому что видели, что делаем все возможное. И троллейбус поехал дальше…

Один из первых водителей троллейбусов

…И так незаметно прошло 28 «директорских» лет. 19 января 2020 года отметили 50-летие троллейбусного парка. Готовясь к юбилею, поднимали архивные документы, чтобы все перепроверить. И каково же было мое удивление, когда в приказе об обучении в Минске группы водителей троллейбусов я увидел «А.М. Монастыренко»! Фамилия редкая. Стал интересоваться, оказалось, что одним из первых водителей троллейбусов в Могилеве был мой дядя – родной брат отца…

Был я и депутатом городского Совета депутатов 25, 26 и 27-го созывов, работал в этом округе. Ко мне обращались с просьбой обустроить детскую площадку – сами варили некоторые элементы в троллейбусном парке. Отстояли рынок… Это ведь наш район!

Сергей Монастыренко скромно умолчал о том, что он награжден нагрудными знаками «Ганаровы транспартнік» и «Ганаровы работнік жыллёва-камунальнай гаспадаркі», лауреат премии «Достижение».

Новая страница в истории

…Когда председателем горисполкома еще был Виктор Иванович Шориков, удалось за один год в лизинг приобрести 39 троллейбусов! Это небывалый случай!

Когда версталась программа и мы должны были внести предложения, главный инженер говорил написать, что нужно приобрести 10-12 троллейбусов. Я решил поднять бухгалтерию, посчитать и написать, как есть, а в министерстве пускай решают, сколько машин приобрести.

Наверное, для бюджета это было сложно, но новые машины – это, в первую очередь, безопасность перевозок, а она первостепенна.

Сегодня благодаря председателю горисполкома Александру Викторовичу Студневу проводятся реконструкции и капитальный ремонт проспектов и улиц, создаются комфортные условия для работы пассажирского транспорта и горожан.

Снова идет разговор об обновлении подвижного состава. Электробусы, троллейбусы с автономным ходом открыли новую страницу в истории пассажирских перевозок. Благодаря этому троллейбусы, наконец, доехали до Казимировки. Надеемся, в следующем году в Могилев прибудут новые троллейбусы с автономным ходом! Сейчас в нашем парке происходит смена поколений: троллейбусы заменяют на электробусы, старожилы выходят на пенсию, появляется молодежь, которая с легкостью осваивает новую технику. И я только радуюсь этому. Люди, мои работники и пассажиры, для меня всегда были и будут на первом месте!

* * *

– У нас не коллектив, а команда, где руководителя понимают с полуслова, – подводит итог своему рассказу Сергей Монастыренко. – Если нужно выйти в выходной день, понимают, что это действительно необходимо, и директор придет первым, а уйдет последним. У нас каждый человек на своем месте, знает работу и выполняет ее добросовестно. Когда сам играл в футбол, мы во время обеда здесь гоняли, проводили соревнования. Или, к примеру, если раньше мы объявляли конкурс на лучший новогодний троллейбус, то теперь водители с кондукторами сами приходят ко мне с идеями! Участвуем в общественной жизни города – и не потому, что директор издал приказ, а потому что люди сами горят. Директор – никто, когда рядом с ним нет команды. И все награды, которые вручают руководителю, – это заслуга всего коллектива, каждого работника. Я рад работать с такими людьми, горд быть директором Троллейбусного парка № 1 и благодарен судьбе за то, что однажды мне выпал этот счастливый билет на троллейбус!

Записала Екатерина ЛЬДОВА

Фото из архива Троллейбусного парка

Последние новости

Важные

Блестящее предложение Шарифа и дружеский совет от Лукашенко. Главное о визите Президента в Исламабад

27 ноября 2024
Читать новость
Главные

«Супер либеро»

27 ноября 2024
Читать новость
Общество

Участниками спортивного праздника для людей с инвалидностью в Могилеве станут порядка 80 человек

27 ноября 2024
Читать новость
Важные

Земельная амнистия в действии

27 ноября 2024
Читать новость
Спорт

Минское «Динамо» – чемпион Беларуси

27 ноября 2024
Читать новость
Общество

Электронная ярмарка вакансий пройдет 28 ноября в Могилеве

27 ноября 2024
Читать новость