Подвиг героя длиною в жизнь: ветерану Великой Отечественной войны Федору Кривоногову исполнилось 97 лет
Ветераны Великой Отечественной войны – пример потрясающего мужества, отваги и самоотверженности. Их воспоминания приобретают все большую ценность, ведь время не остановить и ряды их неумолимо редеют. Совместно с советом ветеранов «Веснік Магілёва» начинает новый проект, который поможет сохранить для потомков воспоминания ветеранов и рассказать молодому поколению о тех, кто доказал всем, что подвиг – это не просто смелость и героизм, это еще и железная воля, и огромная любовь к Родине.
Суровое время
Своими воспоминаниями о том, что довелось пережить в суровые годы, делится участник Великой Отечественной войны Федор Иванович Кривоногов.
Он родился 15 февраля 1926 года в селе Выдриха в Западной Сибири, которое вскоре вошло в состав Республики Казахстан. В семье было 12 детей. На долю парнишки выпало немало испытаний, но они не сломили его.
Когда началась война, Федор закончил 8 классов. Вместе с другими ребятами он заменил ушедших на фронт трактористов. Как и многие сверстники, он рвался на фронт, и его призвали в армию еще до совершеннолетия – в 43-м году. Науку военного времени изучал во 2-й Ивановской высшей офицерской школе штурманов и летчиков авиации дальнего действия ночных экипажей, которая дислоцировалась тогда в туркменском городе Мары. В течение 10 месяцев обучения формировались и подбирались экипажи, состоящие из 4-х человек, совершавшие полеты на самолетах ИЛ-4. Впоследствии сформированные и облетанные экипажи направлялись в действующую армию.
Военные будни
В августе 1944 года Федор Кривоногов попадает на фронт – стрелком-радистом на тяжелом бомбардировщике дальнего действия ИЛ-4.
Федор Иванович вспоминает: «Мы совершали вылеты за полторы-две тысячи километров вглубь территории противника, набирая скорость до 400 километров в час. На борт брали полторы тонны смертоносного груза. Бомбы сбрасывали в основном на портовые города Клайпеду, Либаву, Гданьск, Гдыню, Кенигсберг. Летали эскадрильей только ночью и с учетом метеоусловий. В темноте легче было скрыться от врага. Взлетали один за другим с разбежкой в две минуты. Этот неписаный закон был нарушен только в полетах на Кенигсберг, который бомбили почти круглосуточно. Там стоял кромешный ад. Мы сделали два дневных вылета. В бомбардировке также участвовали транспортные «Ли-2». Немецкие истребители пытались нас атаковать, но наши «яки» их перехватывали. Мы тоже держали строй, когда приближался «мессер» – открывали огонь. В общем, и фрицев удавалось отогнать, и зенитки над Кенигсбергом не достали… Конечно, когда идешь бомбить крупные объекты, испытываешь мандраж: большие заводы, железнодорожные узлы, морские порты, аэродромы основательно прикрывались ПВО. Но страха не было, была лютая ненависть к врагу! И тяжелая работа».
Стрелку-радисту Кривоногову особенно запомнился вылет 19 марта 1945 года на порт Гданьска (тогда – Данцига). Зенитные батареи врага атаковали их «Ильюшина», и командиру экипажа, чтобы уйти от атаки, пришлось маневрировать – заходить в порт с моря. Вспоминая, Федор Иванович отметил: «Боевую задачу экипаж выполнил: бомбы легли на пришвартованные немецкие корабли. Но фашисты тоже не дремали. По бомбардировщику чиркнул луч прожектора, рядом стали разрываться снаряды. Вдруг борт тряхнуло, загорелся один из моторов, кабину наполнила едкая гарь. Однако командир сумел совершить вираж и сбить пламя. Назад возвращались на одном моторе со снижением курса. Но сумели добраться до аэродрома».
Каждый вылет мог оказаться последним: враг ловил советские бомбардировщики прожекторами, а потом ударял зенитками. Подожженные «ильюшины» в темноте были далеко видны… Ветеран рассказал, как на их глазах полыхнул один из самолетов эскадрильи, в который попал немецкий снаряд. Экипаж мог покинуть горящий борт, но поступил иначе: продолжил идти по курсу и сбрасывать бомбы – пока самолет не взорвался.
В небе над Берлином
Во время Берлинской операции только за 6 суток самолеты авиации дальнего действия обрушили на цели более 3000 тонн бомб. Федор Иванович вспоминает: «Поднялись ночью с аэродрома в Польше и подлетели к Берлину уже на рассвете. Город горел… Нас охватило такое сумасшедшее чувство восторга, радости и гордости! Мы – над столицей Германии! Нашей целью был железнодорожный узел, на который мы аккуратненько сбросили бомбы. Ложимся на обратный курс. Видим, пара «мессеров» сзади мелькнула. Прильнули к пулеметам, но «худые» скользнули вниз и исчезли. Может, топливо у них кончалось? Нам повезло… Во второй раз при налете на Берлин наш самолет зацепил фашистский снаряд, однако командир сумел сохранить управление и вернуться на аэродром».
Они уставали за полет очень сильно, особенно пилоты, которые управляли самолетами по 6-7 часов. Чтобы командир экипажа мог отдохнуть, штурман на некоторое время брал управление на себя. После дальнего полета экипаж выходил из самолета, шатаясь от изнеможения, у стрелков-радистов от сильного напряжения болели глаза.
Войну девятнадцатилетний Федор закончил в Польше. 9 мая полк готовился к боевому вылету на Либаву в Латвии, где еще сопротивлялась группировка немецких войск. Экипажи уже сидели в самолетах, когда вдруг взлетела красная ракета. Вылет отменили, так как Либава капитулировала! По воспоминаниям ветерана все ликовали, из самолетов в небо ушли трассирующие пулеметные очереди – это стрелки-радисты салютовали Победе.
Мирная жизнь
Весной 1946 года 170-й гвардейский авиационный Смоленский Краснознаменный полк, в котором служил Федор Кривоногов, перебазировался на постоянное место в Быхов. Однако после дальнейшей десятилетней службы и ухода в запас Федор с семьей, в которой было трое детей (два мальчика и одна девочка), уехал на малую родину – в Казахстан, поднимать целину. Там учился в сельхозтехникуме и высшей партийной школе, был комсомольским и партийным лидером. Работал также главным агрономом хозяйства. Потом семья вновь вернулась в Быхов, где он работал в управлении райсельхозпрода, директором совхоза имени Феодосия Смолячкова, прославленного снайпера и Героя Советского Союза, затем его избрали председателем Обидовичского сельсовета, работал зам. председателя правления колхоза «18 партсъезд», одновременно возглавлял районный совет ветеранов. За вклад Федора Ивановича в развитие района 28 июня 1999 года ему было присвоено звание «Почетный гражданин Быховского района».
Сегодня он живет в Могилевском Доме ветеранов. Сибиряк по рождению, он считает своей Родиной Беларусь, поскольку прожил тут большую часть жизни. А свою семью – 6 детей, 9 внуков и 13 правнуков – самой большой наградой в жизни.
Несмотря на возраст, ветеран в гуще общественной жизни, он встречается с детьми, молодежью, представителями органов власти, ветеранских и других общественных организаций. Он частый гость в Быхове и 57-й Смоленской морской ракетоносной авиационной дивизии.
Военные подвиги Федора Кривоногова отмечены медалями «За победу над Германией», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За боевые заслуги», а также орденом Великой Отечественной войны II степени. Но есть и мирные награды – два ордена «Знак Почета» и медали «За освоение целинных земель», «За трудовую доблесть». Всего у него более 30 орденов и медалей.
Алла Данилина, член литобъединения «Ветеран»