Темы

От первых нот до аплодисментов: путь оперного певца Владимира Александровича

От первых нот до аплодисментов: путь оперного певца Владимира Александровича

Опера – многогранное произведение: синтез слов, музыки и сценических действий. Как понять и полюбить этот вид искусства? В первую очередь – заглянуть в глаза артисту, проживающему роль перед зрителем. Гала-концерт «Вера. Надежда. Любовь» в рамках Международного фестиваля духовной музыки подарил такую возможность могилевчанам. В сердце Могилева всемирно известный оперный певец Владимир Александрович исполнил отрывок из оперы «Борис Годунов», а накануне выступления поделился историей своего восхождения на музыкальный Олимп. 

– Приглашенный солист оперных театров Италии, Франции, Австрии, Германии, в настоящее время солист Красноярского государственного театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского, победитель многих международных певческих конкурсов – лишь малая часть ваших регалий, Владимир. Шикарный бас-баритон, наверняка, привык удивлять искушенную публику. А какие эмоции испытываете перед встречей с менее подготовленным слушателем? 

– Самое дорогое для человека – его родина и земляки. И ответственность выступать перед своими намного больше. Меня радует, что я несу традиции высокого искусства на своей земле. Могилев для меня не случайное место, здесь хочу повидаться с друзьями и невероятно талантливыми коллегами, с которыми ранее работал, а поддержать меня приедут родные из Молодечно.

– В какой момент юноша из Молодечно открыл для себя мир элитарной культуры?  

– «Петь» начал с самого рождения, да так громко, что со второго этажа роддома, где были другие дети, меня вместе с мамой переместили на первый. До девятнадцати лет получил техническое образование, стал электромонтером. Это тоже помогало по жизни. В колледже на мой голос обратила внимание педагог Светлана Петровна Гетман, сказав: «Владимир, вам нужно учиться академическому вокалу». После окончания технического училища, прислушался к ее совету и поступил в Молодечненский музыкальный колледж им. Огинского. Был, как говорится, исключением, потому что музыкальной подготовки у меня не было. Сел за фортепиано с разбитыми от боксирования костяшками пальцев. На первых уроках, до сих пор помню, пальцы застревали между черными и белыми клавишами пианино. И друзьям было неловко рассказывать, что на сольфеджио хожу с шестилетками. Зато тогда я научился любить и понимать музыку. Спасибо наставникам, окружившим заботой. Мне в жизни везло на людей. Усердие помогло окончить учебное заведение с отличием, а также поступить в нижегородскую консерваторию. Дальше были ежегодные конкурсы. 

– В ваш репертуар всегда органично вписывались романсы, песни военных лет, классическая эстрада. Овладев популярными музыкальными жанрами, почему все-таки продолжили покорять крупный музыкально-драматический жанр – оперу? 

– Раньше я думал, что мое призвание – находиться в нише камерной музыки. Песни для меня писали Александра Пахмутова, Раймонд Паулс. Однако я поставил для себя цель – попасть во Флоренцию, где родилась первая опера и певческое искусство – бельканто. И после стажировки в Италии все изменилось. Несколько лет назад судьба свела меня с выдающимся Карло Коломбара. Он прилетел из Милана в Ливорно, чтобы послушать меня. Его миссия – искать уникальные голоса по всему свету и совершенствовать их. Уже как год я официально могу называть себя его учеником. Карло Коломбара помог подготовиться к роли в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». 

– Говорят, в мире нет и 10 исполнителей, сумевших профессионально справиться с ролью Бориса Годунова… 

– Верно, это не только культовая, но и очень тяжелая роль. Многие таланты мне помогли ее на себя примерить, в их числе – главный дирижер Красноярского театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского Дмитрий Юровский. С января 2025 году поеду с этой ролью в мир, одно из первых выступлений пройдет в Швеции. Хотя исторический момент для меня – это возможность показать нашей публике, моим землякам, заключительный эпизод оперы на могилевской сцене. Благодаря директору Могилевской городской капеллы Сергею Лищенко мечта стала реальностью. 

– Финальная сцена оперы «Борис Годунов» – по настоящему драматический момент. Что он значит для вас?

– Эта часть драматически насыщена, она вокально непростая: в голосе нужно иметь краски баритона и центрального баса. Мы исполняем ее в самой сложной первой редакции. В Сибире я справился с этим, но нет предела совершенству. 

– Разбирать новый материал – увлекательный процесс? 

– Совершенно не важно, изучаете вы глубоко драматическую или комическую роль, с самого начала вы должны понимать, какие краски у того персонажа, которого вам предстоит сыграть. Ты должен отречься от себя, чтобы понять, кого исполняешь. Также нужно разбирать гармонию, нарабатывать сумасшедшие темпы. Ежедневные репетиции – единственный способ все запомнить. Артист – в каком-то роде тот же спортсмен, живущий от тренировки к тренировке. Спасает то, что черновая работа мне по душе. 

– Чем притягивает опера?

– Да, понять оперу не так легко, как, например, шансон. Но действительно одаренный артист сможет донести простому человеку красоту этого жанра. Оперный певец – не просто мощный голос, заставляющий стекла дрожать, это вокалист, способный объединить исторический, художественный контекст произведения, драматическую игру, навыки управления оттенками своего голоса. Мне важно чувствовать одно: верит зритель в то, что происходит на сцене или нет. 

Беседовала Анны Сташкевич, фото автора и из архива героя

Последние новости

Лучшее - наше!

Встреча руководства города с трудовым коллективом Могилевской клинической больницы

21 января 2025
Читать новость
Выборы 2025

В Беларуси проходит досрочное голосование по выборам Президента

21 января 2025
Читать новость
Выборы 2025

В первые часы досрочного голосования люди приходят на избирательные участки

21 января 2025
Читать новость
Выборы 2025

Сегодня по всей стране открылись участки для голосования по выборам Президента

21 января 2025
Читать новость
Выборы 2025

Молодежь делится мнениями, почему важно участвовать в выборах

21 января 2025
Читать новость
Выборы 2025

Встреча заслуженного юриста Беларуси Лидии Ермошиной

21 января 2025
Читать новость

Рекомендуем