От первых нот до аплодисментов: путь оперного певца Владимира Александровича
Опера – многогранное произведение: синтез слов, музыки и сценических действий. Как понять и полюбить этот вид искусства? В первую очередь – заглянуть в глаза артисту, проживающему роль перед зрителем. Гала-концерт «Вера. Надежда. Любовь» в рамках Международного фестиваля духовной музыки подарил такую возможность могилевчанам. В сердце Могилева всемирно известный оперный певец Владимир Александрович исполнил отрывок из оперы «Борис Годунов», а накануне выступления поделился историей своего восхождения на музыкальный Олимп.
– Приглашенный солист оперных театров Италии, Франции, Австрии, Германии, в настоящее время солист Красноярского государственного театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского, победитель многих международных певческих конкурсов – лишь малая часть ваших регалий, Владимир. Шикарный бас-баритон, наверняка, привык удивлять искушенную публику. А какие эмоции испытываете перед встречей с менее подготовленным слушателем?
– Самое дорогое для человека – его родина и земляки. И ответственность выступать перед своими намного больше. Меня радует, что я несу традиции высокого искусства на своей земле. Могилев для меня не случайное место, здесь хочу повидаться с друзьями и невероятно талантливыми коллегами, с которыми ранее работал, а поддержать меня приедут родные из Молодечно.
– В какой момент юноша из Молодечно открыл для себя мир элитарной культуры?
– «Петь» начал с самого рождения, да так громко, что со второго этажа роддома, где были другие дети, меня вместе с мамой переместили на первый. До девятнадцати лет получил техническое образование, стал электромонтером. Это тоже помогало по жизни. В колледже на мой голос обратила внимание педагог Светлана Петровна Гетман, сказав: «Владимир, вам нужно учиться академическому вокалу». После окончания технического училища, прислушался к ее совету и поступил в Молодечненский музыкальный колледж им. Огинского. Был, как говорится, исключением, потому что музыкальной подготовки у меня не было. Сел за фортепиано с разбитыми от боксирования костяшками пальцев. На первых уроках, до сих пор помню, пальцы застревали между черными и белыми клавишами пианино. И друзьям было неловко рассказывать, что на сольфеджио хожу с шестилетками. Зато тогда я научился любить и понимать музыку. Спасибо наставникам, окружившим заботой. Мне в жизни везло на людей. Усердие помогло окончить учебное заведение с отличием, а также поступить в нижегородскую консерваторию. Дальше были ежегодные конкурсы.
– В ваш репертуар всегда органично вписывались романсы, песни военных лет, классическая эстрада. Овладев популярными музыкальными жанрами, почему все-таки продолжили покорять крупный музыкально-драматический жанр – оперу?
– Раньше я думал, что мое призвание – находиться в нише камерной музыки. Песни для меня писали Александра Пахмутова, Раймонд Паулс. Однако я поставил для себя цель – попасть во Флоренцию, где родилась первая опера и певческое искусство – бельканто. И после стажировки в Италии все изменилось. Несколько лет назад судьба свела меня с выдающимся Карло Коломбара. Он прилетел из Милана в Ливорно, чтобы послушать меня. Его миссия – искать уникальные голоса по всему свету и совершенствовать их. Уже как год я официально могу называть себя его учеником. Карло Коломбара помог подготовиться к роли в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов».
– Говорят, в мире нет и 10 исполнителей, сумевших профессионально справиться с ролью Бориса Годунова…
– Верно, это не только культовая, но и очень тяжелая роль. Многие таланты мне помогли ее на себя примерить, в их числе – главный дирижер Красноярского театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского Дмитрий Юровский. С января 2025 году поеду с этой ролью в мир, одно из первых выступлений пройдет в Швеции. Хотя исторический момент для меня – это возможность показать нашей публике, моим землякам, заключительный эпизод оперы на могилевской сцене. Благодаря директору Могилевской городской капеллы Сергею Лищенко мечта стала реальностью.
– Финальная сцена оперы «Борис Годунов» – по настоящему драматический момент. Что он значит для вас?
– Эта часть драматически насыщена, она вокально непростая: в голосе нужно иметь краски баритона и центрального баса. Мы исполняем ее в самой сложной первой редакции. В Сибире я справился с этим, но нет предела совершенству.
– Разбирать новый материал – увлекательный процесс?
– Совершенно не важно, изучаете вы глубоко драматическую или комическую роль, с самого начала вы должны понимать, какие краски у того персонажа, которого вам предстоит сыграть. Ты должен отречься от себя, чтобы понять, кого исполняешь. Также нужно разбирать гармонию, нарабатывать сумасшедшие темпы. Ежедневные репетиции – единственный способ все запомнить. Артист – в каком-то роде тот же спортсмен, живущий от тренировки к тренировке. Спасает то, что черновая работа мне по душе.
– Чем притягивает опера?
– Да, понять оперу не так легко, как, например, шансон. Но действительно одаренный артист сможет донести простому человеку красоту этого жанра. Оперный певец – не просто мощный голос, заставляющий стекла дрожать, это вокалист, способный объединить исторический, художественный контекст произведения, драматическую игру, навыки управления оттенками своего голоса. Мне важно чувствовать одно: верит зритель в то, что происходит на сцене или нет.
Беседовала Анны Сташкевич, фото автора и из архива героя