Темы

Моря нет, но есть право

Моря нет, но есть право

Хоть у Беларуси и нет выхода к морю, но есть право, закрепленное на международном уровне. Балтийские страны нарушают Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, блокируя нам выход к мировому океану, ограничивая транзит. Наши дипломаты готовы жестко поставить вопрос о принуждении нарушителей к исполнению ими своих обязательств в рамках международных правовых документов.

Всеобщее наследие человечества

Морской транспорт остается наиболее эффективным, дешевым и поэтому востребованным средством грузоперевозок в мире. Прибрежные страны имеют явные экономические и, как показывает жизнь, политические преимущества.

Однако 44 государства мира на сегодняшний день не имеют выхода к открытому морю, что ставит их в дискриминационное положение, ведь территория морей и океанов, их недра за пределами национальной юрисдикции считаются «всеобщим наследием человечества». Больше всего таких государств в Африке – 16, Европе – 14, Азии – 12, Южной Америке – 2. В Северной Америке таких стран совсем нет, а вот государство Австралийский союз полностью окружен мировым океаном. Неморские страны договариваются с более территориально «удачливыми» соседями, оплачивая транзитные услуги и пользуясь чужими портами.

Чтобы не допускать дискриминации, уравнять в правах прибрежные страны и государства, оказавшиеся географически в неблагоприятных условиях, в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, считающуюся своего рода международной «конституцией морей», были внесены статьи, закрепившие права «неморских» государств на свободный транзит всеми транспортными средствами через территорию прибрежного государства, а также право на доступ к морю, а от него – свободный выход в открытый океан. Кроме того, государство, не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Этим правом пользуется Казахстан, Монголия, Азербайджан, Боливия, Молдова, Австрия, Швейцария, Уганда, Парагвай, Словакия, Эфиопия. До недавнего времени этим правом пользовалась и Беларусь.

В 2006 году наша страна ратифицировала «Конституцию морей», став полноправным субъектом международных морских отношений. В 2013 году Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) впервые признала Беларусь государством, обладающим морским торговым флотом под национальным флагом. В 2016 году мы вступили в Международную морскую организацию, что позволило Беларуси участвовать в международном морском сообществе, а также защищать свои морские права и интересы.

Одним из ближайших логистических коридоров для экспортных и импортных операций Беларуси выступала Литва. По железным дорогам 24 часа в сутки и семь дней в неделю шли вагоны, доставлявшие белорусские удобрения в Клайпедский порт, а из терминала в Бутинге – нефть на белорусский НПЗ. Налаженная логистическая инфраструктура, многолетний опыт сотрудничества позволяли зарабатывать и нам, и нашему северному соседу.

В 2013 году Беларусь выступила инвестором – ОАО «Беларуськалий» приобрело 30% клайпедского терминала. В 2020 году 22% грузооборота порта Клайпеды приходилось на продукцию белорусского предприятия. В 2022 году, после принятия США пакета санкций, в списках которого был указан и «Беларуськалий», правительство Литвы решило, что договор с белорусской компанией не отвечает интересам безопасности страны, и дало указание его расторгнуть.

Принципы несправедливости

Действительно, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года есть статьи, указывающие, что государство имеет право в своих прибрежных водах не допускать проход немирных судов, а также судов, нарушивших условия, на которых они допускались во внутренние воды и к использованию портовых сооружений.

Тогда возникает вопрос: какую опасность представляют белорусские калийные удобрения, способствующие решению мировой продовольственной проблемы. Какую угрозу представляют белорусы – собственники четырех тысяч машин, купившие себе авто на рынках «цивилизованного» Запада, и вот уже два месяца ожидающие свое транспортное средство, заблокированное в порту Клайпеды? Причем большинство автомобилей куплено на аукционе в Америке.

Сейчас в портах Литвы на таможенных складах скапливаются не только автомобили и подсанкционные товары. В связи с недостатком складских площадей у наших соседей назревает проблема невозможности приема даже разрешенных грузов.

Приняв 16 августа решение запретить въезд в Литву всем легковым авто, зарегистрированным в Беларуси, руководство Литвы противоречит собственным заявлениям о том, что они борются за права человека – ведь на лицо явные нарушения именно тех базисных принципов, которыми так гордится Европа.

Одним из фундаментальных прав человека, закрепленных в международных договорах, таких как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, является право на собственность. Литовские власти препятствуют гражданам Беларуси в возвращении им законно принадлежащей собственности (автомобилей) – разве это не нарушение права? Запрет на свободное перемещение и возвращение на свою территорию с принадлежащими путешественнику вещами – вот и нарушение права на свободу передвижения. А поскольку запрет распространяется исключительно на граждан Беларуси и не затрагивает граждан других стран, то это чистой воды дискриминация по национальному признаку.

Санкции против наших предприятий – к этому мы уже привыкли, но когда руководства соседних стран «закручивают гайки», необоснованно нарушают права рядовых белорусских граждан, хочется задать вопрос: где ваши хваленые демократические принципы?

Вопрос о блокировании доступа к Балтийскому морю планируют поднять дипломаты нашей страны в декабре в Ботсване на Третьей Конференции ООН для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. На имя президента Беларуси уже поступили соответствующие приглашения от Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша.

Выход к морю

Пока прибалтийское «окно в Европу» прикрыто, альтернативные морские логистические маршруты Беларуси предлагает Россия.

На данный момент наша страна пользуется услугами 20 российских портов. В 2023 году через российские терминалы было отгружено 18 млн тонн белорусских грузов, 12,9 млн из них пришлись на порты Санкт-Петербурга. Практика показала, что железная дорога северо-западного направления не была готова к наплыву белорусского экспорта – начала сказываться ограниченная пропускная способность. В результате в августе 2023-го железные дороги России и Беларуси заключили соглашение о развитии инфраструктуры. Окончание работ по модернизации железнодорожных объектов намечено на 2026 год.

Одновременно белорусские дипломаты вели переговоры с властями Мурманской области о размещении терминала на берегу Кольского залива, в качестве одной из логистических точек Северного морского пути. Маршрут, проходящий вдоль северного побережья России через Арктику, от Баренцева моря до Берингового пролива, имеет важное стратегическое и экономическое значение. Он расположен в незамерзающей зоне, что позволяет его круглогодичное использование, сопряжен с торговыми интересами азиатских стран. Этот маршрут как часть своей инициативы «Один пояс, один путь» рассматривает близкий партнер Беларуси – Китай. Кроме того, маршрут может выступать альтернативой Суэцкому каналу, находящемуся в зоне постоянных геополитических конфликтов.

В апреле 2024 года было подписано соглашение о перевалке белорусских минеральных удобрений, нефтепродуктов, контейнерных и других грузов через новый мурманский порт «Лавна». Поступление первых грузов запланировано на 2028 год.

Дипломаты не сбрасывают со счетов и передвижение наших товаров по логистическому коридору «Север-Юг». Через порт Астрахани, а затем через торговые хабы Ирана мы попадаем на рынки Индии, Китая, Бангладеш, стран африканского континента.

К 2027 году Беларусь планирует перевозить через порты России не менее 20 млн тонн белорусских грузов.

И пока наши северные соседи решают, как не пропустить четыре тысячи приобретенных белорусами автомобилей, мы ищем гибкие, устойчивые в международной торговле маршруты.

Галина Беляева, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по международным делам

Последние новости

Общество

Прямая телефонная линия

22 декабря 2024
Читать новость
Спорт

Международный союз конькобежцев допустил белорусов до олимпийской квалификации

20 декабря 2024
Читать новость
Безопасность

ГАИ напоминает водителям и пассажирам о необходимости пристегиваться ремнями безопасности

20 декабря 2024
Читать новость
Новости компаний

В одном из крупных магазинов «Санта» в Могилеве пройдет беспроигрышная лотерея для покупателей

20 декабря 2024
Читать новость
Новости компаний

Могилевский государственный электротехнический колледж празднует 70-летие

20 декабря 2024
Читать новость
Общество

Под Новый год чудеса случаются!

20 декабря 2024
Читать новость