Моря нет, но есть право
Хоть у Беларуси и нет выхода к морю, но есть право, закрепленное на международном уровне. Балтийские страны нарушают Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, блокируя нам выход к мировому океану, ограничивая транзит. Наши дипломаты готовы жестко поставить вопрос о принуждении нарушителей к исполнению ими своих обязательств в рамках международных правовых документов.
Всеобщее наследие человечества
Морской транспорт остается наиболее эффективным, дешевым и поэтому востребованным средством грузоперевозок в мире. Прибрежные страны имеют явные экономические и, как показывает жизнь, политические преимущества.
Однако 44 государства мира на сегодняшний день не имеют выхода к открытому морю, что ставит их в дискриминационное положение, ведь территория морей и океанов, их недра за пределами национальной юрисдикции считаются «всеобщим наследием человечества». Больше всего таких государств в Африке – 16, Европе – 14, Азии – 12, Южной Америке – 2. В Северной Америке таких стран совсем нет, а вот государство Австралийский союз полностью окружен мировым океаном. Неморские страны договариваются с более территориально «удачливыми» соседями, оплачивая транзитные услуги и пользуясь чужими портами.
Чтобы не допускать дискриминации, уравнять в правах прибрежные страны и государства, оказавшиеся географически в неблагоприятных условиях, в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, считающуюся своего рода международной «конституцией морей», были внесены статьи, закрепившие права «неморских» государств на свободный транзит всеми транспортными средствами через территорию прибрежного государства, а также право на доступ к морю, а от него – свободный выход в открытый океан. Кроме того, государство, не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Этим правом пользуется Казахстан, Монголия, Азербайджан, Боливия, Молдова, Австрия, Швейцария, Уганда, Парагвай, Словакия, Эфиопия. До недавнего времени этим правом пользовалась и Беларусь.
В 2006 году наша страна ратифицировала «Конституцию морей», став полноправным субъектом международных морских отношений. В 2013 году Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) впервые признала Беларусь государством, обладающим морским торговым флотом под национальным флагом. В 2016 году мы вступили в Международную морскую организацию, что позволило Беларуси участвовать в международном морском сообществе, а также защищать свои морские права и интересы.
Одним из ближайших логистических коридоров для экспортных и импортных операций Беларуси выступала Литва. По железным дорогам 24 часа в сутки и семь дней в неделю шли вагоны, доставлявшие белорусские удобрения в Клайпедский порт, а из терминала в Бутинге – нефть на белорусский НПЗ. Налаженная логистическая инфраструктура, многолетний опыт сотрудничества позволяли зарабатывать и нам, и нашему северному соседу.
В 2013 году Беларусь выступила инвестором – ОАО «Беларуськалий» приобрело 30% клайпедского терминала. В 2020 году 22% грузооборота порта Клайпеды приходилось на продукцию белорусского предприятия. В 2022 году, после принятия США пакета санкций, в списках которого был указан и «Беларуськалий», правительство Литвы решило, что договор с белорусской компанией не отвечает интересам безопасности страны, и дало указание его расторгнуть.
Принципы несправедливости
Действительно, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года есть статьи, указывающие, что государство имеет право в своих прибрежных водах не допускать проход немирных судов, а также судов, нарушивших условия, на которых они допускались во внутренние воды и к использованию портовых сооружений.
Тогда возникает вопрос: какую опасность представляют белорусские калийные удобрения, способствующие решению мировой продовольственной проблемы. Какую угрозу представляют белорусы – собственники четырех тысяч машин, купившие себе авто на рынках «цивилизованного» Запада, и вот уже два месяца ожидающие свое транспортное средство, заблокированное в порту Клайпеды? Причем большинство автомобилей куплено на аукционе в Америке.
Сейчас в портах Литвы на таможенных складах скапливаются не только автомобили и подсанкционные товары. В связи с недостатком складских площадей у наших соседей назревает проблема невозможности приема даже разрешенных грузов.
Приняв 16 августа решение запретить въезд в Литву всем легковым авто, зарегистрированным в Беларуси, руководство Литвы противоречит собственным заявлениям о том, что они борются за права человека – ведь на лицо явные нарушения именно тех базисных принципов, которыми так гордится Европа.
Одним из фундаментальных прав человека, закрепленных в международных договорах, таких как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, является право на собственность. Литовские власти препятствуют гражданам Беларуси в возвращении им законно принадлежащей собственности (автомобилей) – разве это не нарушение права? Запрет на свободное перемещение и возвращение на свою территорию с принадлежащими путешественнику вещами – вот и нарушение права на свободу передвижения. А поскольку запрет распространяется исключительно на граждан Беларуси и не затрагивает граждан других стран, то это чистой воды дискриминация по национальному признаку.
Санкции против наших предприятий – к этому мы уже привыкли, но когда руководства соседних стран «закручивают гайки», необоснованно нарушают права рядовых белорусских граждан, хочется задать вопрос: где ваши хваленые демократические принципы?
Вопрос о блокировании доступа к Балтийскому морю планируют поднять дипломаты нашей страны в декабре в Ботсване на Третьей Конференции ООН для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. На имя президента Беларуси уже поступили соответствующие приглашения от Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша.
Выход к морю
Пока прибалтийское «окно в Европу» прикрыто, альтернативные морские логистические маршруты Беларуси предлагает Россия.
На данный момент наша страна пользуется услугами 20 российских портов. В 2023 году через российские терминалы было отгружено 18 млн тонн белорусских грузов, 12,9 млн из них пришлись на порты Санкт-Петербурга. Практика показала, что железная дорога северо-западного направления не была готова к наплыву белорусского экспорта – начала сказываться ограниченная пропускная способность. В результате в августе 2023-го железные дороги России и Беларуси заключили соглашение о развитии инфраструктуры. Окончание работ по модернизации железнодорожных объектов намечено на 2026 год.
Одновременно белорусские дипломаты вели переговоры с властями Мурманской области о размещении терминала на берегу Кольского залива, в качестве одной из логистических точек Северного морского пути. Маршрут, проходящий вдоль северного побережья России через Арктику, от Баренцева моря до Берингового пролива, имеет важное стратегическое и экономическое значение. Он расположен в незамерзающей зоне, что позволяет его круглогодичное использование, сопряжен с торговыми интересами азиатских стран. Этот маршрут как часть своей инициативы «Один пояс, один путь» рассматривает близкий партнер Беларуси – Китай. Кроме того, маршрут может выступать альтернативой Суэцкому каналу, находящемуся в зоне постоянных геополитических конфликтов.
В апреле 2024 года было подписано соглашение о перевалке белорусских минеральных удобрений, нефтепродуктов, контейнерных и других грузов через новый мурманский порт «Лавна». Поступление первых грузов запланировано на 2028 год.
Дипломаты не сбрасывают со счетов и передвижение наших товаров по логистическому коридору «Север-Юг». Через порт Астрахани, а затем через торговые хабы Ирана мы попадаем на рынки Индии, Китая, Бангладеш, стран африканского континента.
К 2027 году Беларусь планирует перевозить через порты России не менее 20 млн тонн белорусских грузов.
И пока наши северные соседи решают, как не пропустить четыре тысячи приобретенных белорусами автомобилей, мы ищем гибкие, устойчивые в международной торговле маршруты.
Галина Беляева, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по международным делам