«Лучшее – наше!»
В Могилеве производится много продукции, узнаваемой в разных уголках Беларуси и всего мира. Мы гордимся своим и стремимся идти в ногу со временем, удивлять качеством и внедрять в производство передовые технологии. Годом качества объявлен в Беларуси 2024 год. А значит, редакция продолжает знакомить читателей с героями нового проекта «Лучшее – наше». Читайте на страницах «Веснiка» и смотрите видеоверсию на нашем YouTube-канале «Могилев – мой город!».
Как в Могилеве создаются грузовые вагоны
Новой точкой, куда на этот раз отправились журналисты «ВМ» в поиске местного и отличительного, стала организация, на каждой единице продукции которой значится надпись: «МВЗ. Могилеввагонзавод».
Наши грузовые вагоны с различными видами грузов «колесят» в основном по железнодорожным путям Беларуси, ведь завод создавался как предприятие, которое обеспечивает подвижным составом в первую очередь свою страну. Но мощности позволяют производить больше: продукцию, создаваемую в областном центре, сегодня можно увидеть во многих странах СНГ – России, Узбекистане, Азербайджане, Грузии.
Как появляется могилевский вагон и сколько времени на это уходит? Что находится в большом крытом здании, часть которого видна с дороги Витебского проспекта? Разбирались вместе с работниками СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод».
Четко отлаженный механизм
При входе на предприятие нас встречает заместитель директора по развитию – главный инженер Юрий Клепчуков. Простыми словами объясняет он сложные процессы журналистам, которые нечасто бывают на таких мощных производствах.
В зону ответственности Юрия Владимировича входит перспективное развитие завода, работа с конструкторским бюро, отделом главного технолога, службами энергетики и механики. Сотрудники первого заняты разработкой новых моделей вагонов, второго – их подготовкой на постановку в производство, а службы энергетики и механики призваны поддерживать работоспособность всего станочного парка. В общем, следят, чтобы завод работал по четко отлаженному механизму.
Конструкторское бюро
К слову, конструкторское бюро, включая главного конструктора, состоит всего из 7 человек. Это люди с высшим техническим образованием, в основном выпускники БРУ. Когда в линейке появляются новые модели – знайте, что их создание начинается именно с этих специалистов.
– Раньше мы работали по лицензионным договорам, то есть проектировали вагоны по документации других организаций. А позднее открыли конструкторский отдел, и в 2018 году он приступил к разработке первого вагона собственной конструкции, – рассказывает Юрий Клепчуков.
За это время завод значительно расширил модельную линейку и сейчас, в 2024 году, разрабатывает инновационные вагоны. Их новизна заключается в том, что под новый кузов подкатываются тележки с увеличенной нагрузкой на одну ось. Грузоподъемность целого вагона таким образом увеличивается до 5 тонн. Если в железнодорожном составе 60 таких вагонов, то он может перевезти на 300 тонн грузов больше. А это экономически выгодно владельцу вагонов и перевозчику. Опытный образец такого вагона уже изготовлен и проходит сертификационные испытания. Сейчас отдел занимается разработкой инновационного вагона-зерновоза и вагона-хоппера для перевозки минеральных удобрений и цемента.
На площади в 20 000 м2
Когда все испытания пройдены и документация готова, начинается процесс создания вагона. Он происходит на 20 тысячах квадратных метров цеха подвижного состава, состоящего из четырех участков. Затем, отправившись на открытый склад готовой продукции на территории завода, вагон по железнодорожным путям попадает прямиком к покупателю.
– Вагон состоит из большого количества деталей. Они создаются как на заводе, так и закупаются для нужд производства. Все детали кузова мы освоили у себя, покупаем только детали для установки на вагон, – объясняет Юрий Клепчуков. – На завод поступает листовой металл, который проходит различную обработку: резку на плазменных машинах, гильотинных ножницах, сверловку, гибку. Так детали превращаются в сборочно-сварочные узлы. Из них собирается кузов, который устанавливается на железнодорожные тележки грузовых вагонов.
От 10 до 12 единиц в день
Работа над созданием вагонов на заводе ведется круглосуточно, в двухсменном режиме работы.
– От начала изготовления комплектующих до выпуска подвижного состава уходит 24 часа. В процессе участвуют заготовительно-механический, сборочно-сварочный участки и покрасочно-сдаточный комплекс. В день у нас выпускается от 10 до 12 вагонов, – делится начальник производственно-диспетчерского отдела Алексей Фурманов.
Чтобы обеспечивать такие объемы производства и чтобы все механизмы работали четко и эффективно, на предприятии последовательно обновляют оборудование.
– В перспективе планируется закупка нового станочного парка с числовым программным управлением, станки токарной и фрезерной группы. Также будет закупаться прогрессивная машина плазменной резки и ленточно-отрезной станок для обработки крупногабаритных деталей, работающий в автоматическом режиме, – рассказывает главный технолог Максим Полозков.
Все этапы – через контроль
А как обстоят дела с проверкой качества? Ведь в деле, где идет речь о таких мощных транспортных средствах, пусть и несамоходных, к этому процессу должно быть увеличенное в разы внимание…
– На заводе действует система менеджмента качества проектирования и производства грузового подвижного состава на соответствие требованиям СТБ ISO 9001-2015. Все части, начиная от самого маленького болтика, имеют сопроводительные документы. Если мы покупаем готовые детали, то на все есть паспорта качества и сертификаты о происхождении. Это касается и металла – он приобретается с пакетом необходимых документов. Через контроль проходят все этапы.
2,5 тысячи вагонов в год
Заблуждается тот, кто считает грузовой вагон простейшим устройством. Сейчас это симбиоз передовых инженерных решений и технологий. Например, ходовая часть зернового вагона может включать в себя до 400 элементов, а кузов – до 2000.
Зерно, древесина, минеральные удобрения, цемент, щебень – те продукты, быстрая и качественная транспортировка которых имеет для страны одно из первостепенных значений. Сегодня производственно-технологическая база Могилевского вагоностроительного завода позволяет изготавливать до 2,5 тысячи грузовых вагонов в год, быстро перестраивать производственные потоки на изготовление их различных моделей и модификаций. С момента основания этого предприятия на внутренний рынок и экспорт выпущено 19 тысяч единиц: полувагонов (вагоны без верхней части, для перевозки грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков) и хопперов (вагонов конусообразной формы для перевозки сыпучих веществ). Конструкция, техника и технология их производства за почти 20-летнюю историю предприятия отработаны досконально.
Елена Долова, фото автора